Шанхайская Организация Сотрудничества и Китай: вчера, сегодня, завтра

16 мая 2017 г.

16 мая 2017 года в Институте стран СНГ состоялся круглый стол "В преддверии саммита ШОС: ожидания и перспективы", на котором с докладом "Шанхайская  Организация Сотрудничества и Китай: вчера, сегодня, завтра" выступил президент Автономной некоммерческой организации "Центр Общественно-политических  исследований" Махлай Алексей Александрович.


«Шанхайская Организация Сотрудничества и Китай: вчера, сегодня, завтра»

15 июня 2017 года Шанхайской Организации Сотрудничества исполняется 16 лет. По современным меркам это уже солидный возраст.  За истекший период, можно смело утверждать, что  ШОС выдержала испытание временем,  и превратилась в крупную региональную организацию, которая  обеспечивает безопасность  на территории Центральной Азии,  в зоне нахождения государств-членов ШОС.

Известно, что образование в 2001 году Шанхайской  Организации Сотрудничества было инициировано Китаем и было продиктовано несколькими факторами:

Внутрирегиональными: необходимо было создать институциональную площадку для разрешения пограничных противоречий между странами Центрально-Азиатского региона после распада СССР в связи с изменившимися их статусом и оформлением  спектра, зачастую противоречащих друг другу, национальных интересов.

Геополитическими: в Центральной Азии свои позиции стали усиливать другие игроки помимо России  Китая - США, ЕС, Турция и др.

Определяя тему своего доклада на  сегодняшнем круглом столе, мы исходили из того, что,  во-первых, при создании ШОС особое место занимал вопрос, кто будет первой «скрипкой»  этого  объединения. Тогда мало кто сомневался, что эта роль достанется Китаю. Исходили из того, что эта страна является крупнейшей по населению, объему экономики и темпам ее развития. Во-вторых, Китай явился инициатором создания этой организации и наличие в ее названии слова «шанхайская» отнюдь не случайно,  и весьма символично. Помимо интересов, связывающих Китай с каждой из стран, вошедших в состав ШОС, у него были задачи и общего порядка. Это  дальнейшее расширение ШОС и в этой связи усиление роли Китая  и превращение его из  региональной державы в державу глобальную.

Китай использует ШОС для проведения своей  активной  политической  деятельности  в регионе. Организация на всем протяжении  своего существования активно используется Пекином, как площадка для выдвижения и реализации различных инициатив на международной арене, способствует росту его веса и престижа в мировой политике.

Система международных отношений, в том виде, как она  существовала после Ялтинских, Потсдамских и  Хельсинских соглашений, разрушена. И главный на сегодня вопрос не столько в отсутствии биполярного мира, а в коренном изменении правил игры в том, каким образом можно обеспечить глобальный баланс.

Сегодня уже очевидно, ясно, что справиться  с мировыми и региональными проблемами ни одно государство самостоятельно не способно. В качестве примера, можно сослаться на США.  Америка, взяв на себя функции «мирового жандарма», оказалась не только не  в состоянии их выполнить, но и, практически  потеряла доверие в мировом масштабе как «гаранта» в области  международной безопасности, финансов, демократии.

Более того, в мире возникла опасная тенденция ориентации во внешней политике на «право силы» и возникновения все у большего числа государств  потребности в нанесении упреждающего удара. Как  результат сегодняшней действительности  - ведущиеся гибридные войны, активизация гонки вооружений и захлестнувшая мир волна террора, проводимая различными экстремистскими организациями типа ИГИЛ и им подобным, которые запрещены в России.

Нельзя не отметить и тот факт, что в современном мире наблюдается неспособность международных организаций   ООН, ОБСЕ, НАТО и  др.  институтов  справиться с возложенной на них миссией и  гарантировать безопасность  в мире.

На региональную безопасность в зоне ответственности ШОС  существенное влияние  оказывает присутствие США в регионе (причем речь идет обо всех аспектах присутствия - экономическом, политическом,  гуманитарном и военном).  Надо иметь в виду, что  присутствие США в Центрально-Азиатском регионе будет долгим и постоянно действующим фактором в геополитической сфере в этой зоне, это очевидно.

Совершенно понятно, что стремление России  играть более значимую роль на  постсоветском  пространстве и мировой арене  США и их западными союзниками,  мягко говоря, не приветствуется.  США и их союзники не желают видеть Россию в качестве сильного и самостоятельного игрока. И,  Запад делает все, что бы ослабить влияние России по борьбе с терроризмом в Сирии, а также  традиционных регионах доминирования на Кавказе, Центральной Азии и в целом в СНГ.

Возросшая мощь Китая и его стремление играть более значимую роль в мире,  особенно в Средней Азии,  которая для Китая привлекательна тем, что там много полезных ископаемых, мало населения и слабые правительства, которыми  легко манипулировать.

 Сегодня Китай населением  Центральной Азии больше  не рассматривается как источник потенциальных угроз. Более того, в ряде стран региона он перешел в категорию желательного внешнеполитического и внешнеэкономического партнера и в плане обеспечения региональной безопасности, порой рассматривается как вполне достойная альтернатива России и странам Запада.

Пока инвестиционные возможности России уменьшаются, Китай медленно и верно наращивает свое экономическое присутствие в Средней Азии. В отличие от России, которая  иногда может прощать долги, Китай знает цену своим  инвестициям и умеет извлекать из них максимальную выгоду. Так, по одному лишь контракту на строительство автомобильных дорог, в Таджикистан въехало 100 тысяч китайских рабочих. По условиям договора, они имеют право привозить в страну членов своих семей, поэтому на самом деле их въехало в Таджикистан в три - четыре раза больше. Точно такой же принцип в остальных среднеазиатских странах.  Там китайцы строят дороги, железнодорожные ветки, многоэтажные  дома, другие объекты. Таким образом, деньги,  инвестированные в проекты, попадают назад в КНР через ее граждан, получающих зарплату на этих стройках. Кроме  того на  сегодняшний день сформировалась мощная китайская диаспора.

Конечно, в Средней Азии полно своих безработных, а многие  из  которых выезжают на  заработки в другие страны, в том числе и Россию.  Но могут ли они возразить экономическому монстру, ведущему инвестору и кредитору региона? Безусловно, нет! Китай, помимо  прочего, опутал Среднюю Азию сетью  доступных кредитов, за льготные условия которых нужно расплачиваться.

Выше  мы уже отмечали, что Китай  умеет извлекать максимальную выгоду из своих инвестиций. Особенно это ярко  проявляется на примере Таджикистана.  Эта страна является абсолютным  заложником Пекина. И находится в группе риска. Используя зависимость Душанбе от китайских инвестиций и кредитов (на погашение  которых у республики нет ни копейки денег) Китай выжимает из Таджикистана все, что хочет. Так, Таджикистан за годы независимости  успел передать Китаю 1,5 тысячи квадратных  километра спорных территорий,  а на кону еще 28 тысяч, квадратных километров,  которыми Таджикистан может расплатиться в счет погашения кредитов. Только за 2015-2017 годы китайцы проинвестировали в экономику республики 6  млрд. Долларов  Правительство Таджикистана прекрасно осознает опасность экономической зависимости от Китая, однако не имеет другого выхода.

 Киргизия в сходном положении передала Китаю 1160 квадратных километров в районе гор  Тянь-Шань. Кроме того КНР взяла в аренду на 50 лет месторождение железной руды в Жетим - ТОО

Разумеется, в современном мире экономическая мощь-это только одна сторона  медали. Другая - это военно-политическое влияние. И есть все основания полагать, что Китай в Средней Азии не  ограничится только экономикой. Фактически скупая республики, Китай планомерно подчинил местные регионы своему влиянию.

Такая же  картина и с Казахстаном. Помимо территориального давления, экономического господства и контроля над месторождениями, Китай успешно захватывает водные ресурсы Казахстана. За последние годы казахские реки серьезно обмелели, потеряв порядка 20 млн. куб. метров воды. Китай в чудовищных объемах поглощает воду из трансграничных рек Черный Иртыш, угрожая не только  водной безопасности республики, но и России (Иртыш - главный приток Оби) На Иртыше Китайцы построили огромное водохранилище,  фактически контролируя подачу воды в Казахстан

В  Казахстане сегодня  даже существует поговорка. «Хочешь уехать из страны, учи английский язык, хочешь остаться - учи китайский» 

Казахская элита уже на официальном уровне провозглашает капитуляцию перед Китаем. В республике на официальном уровне поставлена задача массово учить китайский язык. Крупные казахские компании уже обучают  свои  работников китайскому языку за свой счет, предлагая существенные стимулы для работников с хорошим китайским языком. В Казахстане на долю китайских компаний приходится 25% нефтедобычи.

 В  Туркмении  Китай окончательно вытеснил Газпром в качестве основного покупателя газа- 61 % газового экспорта этого государства приходится на Китай.  Основной инвестиционный проект - газопровод «Центральная Азия-Китай», ветки которого проходят по территории Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Во всех среднеазиатских республиках, как было отмечено выше, Китай финансирует строительство дорог и тоннелей. Общее число обучающихся в Китае студентов их  Центрально-Азиатских республик превышает 23 тысячи человек. Суммарные инвестиции Китая в Среднеазиатские страны превышает российские в 10 раз.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что Китай  удовлетворяет свой энергетический спрос за счет других рынков. Справедливости ради, следует  признать, что выбор у  Центрально-Азиатских республик  небольшой в условиях падающей российской экономики.

 Вместе с тем, специфика взаимоотношений между Россией и Китаем на  пространстве  ШОС и в двухсторонних отношениях сформировалась довольно отчетливо как тандем «Россия-Китай» Более того, Россия и Китай говорят о стратегическом взаимодействии.  Но, и  нельзя не заметить существующую конкуренцию между Москвой и Пекином за доступ к ресурсам региона. Отсюда, понятно, что дальнейшее усиление позиций Китая в Центральной Азии не в национальных интересах России.

Следует отметить, что ШОС успешно решает проблемы безопасности в зоне ее ответственности без вмешательства третьих сил, что  в перспективе может привести к формированию новой архитектуры безопасности в Азии. На предстоящий  саммит, который будет  проходить  8-9 июня в Астане в повестке дня, кроме обсуждения вопросов дальнейшего укрепления региональной, культурных и гуманитарных связей, обозначены и меры по укреплению региональной безопасности, противодействие терроризму и экстремизму, борьбе с  наркотрафиком.

Внесен в повестку дня и вопрос о приеме двух новых стран в члены ШОС Индии и Пакистана. Что касается проблемы расширения состава участников ШОС, здесь  не все  так однозначно. С одной стороны, это, безусловно, положительный  фактор, поскольку подключение к ШОС Индии и Пакистана, а в перспективе и других государств (Ирана) превращает  ШОС  в  крупнейшую региональную организацию, занимающуюся экономическим сотрудничеством и проблемами безопасности. Это, безусловно, хорошо. Во вступлении Пакистана в ШОС больше всего заинтересован Китай. По понятным причинам того, что Пакистан уже сейчас является ведущим военно-политическим союзником  Пекина; китайцы используют Пакистан для давления на Индию, а также для антитеррористического сотрудничества против уйгурских  сепаратистов облюбовавших Северо-Западную пограничную провинцию  Китая.

С приемом в члены ШОС этих двух государств тем самым, во-первых,  расширяется зона ответственности  ШОС и усложняется спектр проблем, который  придется  решать;

Во-вторых, возникает вполне естественный вопрос, как совместить в рамках одной организации, не превратить и без того не очень эффективный механизм обеспечения  региональной безопасности в «говорильню». Ведь, по сути, не смотря на определенные подвижки в отношениях между государствами Азии, речь идет о приеме в члены ШОС государств находящихся в прямой конфронтации друг с другом (Индия-Пакистан), либо о государствах, являющихся геополитическими конкурентами (Китай-Индия), либо о государствах, которые принесут с собой массу проблем, к решению которых ШОС пока не готова (Иран)

Следовательно, ШОС в настоящее время можно рассматривать скорее как дискуссионную площадку по тем или иным вопросам в сфере обеспечения безопасности, нежели как эффективный инструмент для решения тех или иных проблем.

Важным моментом, во взаимоотношения между странами входящими в ШОС,  является отсутствие между  ними  духа кооперации и стремления найти компромисс ради достижения долгосрочных взаимовыгодных решений. В силу этого представляется, что принятие новых членов, отношение между которыми осложнены взаимными территориальными  притязаниями, может привести не к расширению интеграционных связей организации, а выступить фактором ослабления ШОС. В этом аспекте необходимо подчеркнуть, что новые члены и партнеры организации рассматривают свое участие в деятельности, прежде всего, с точки зрения своих национальных интересов,  а не разрешения имеющихся проблем международного  плана.

В подтверждение  вышесказанного, свежий пример. Индия бойкотировала форум «Один пояс - один путь»  проведенный в  Пекине 14- 15 мая с.г. По заявлению представителя МИДА Индии власти страны пошли на такой шаг потому, как не  согласны с созданием китайско-пакистанского экономического коридора, который по задумке, должен стать частью предлагаемого Пекином проекта. Все дело в том, что этот коридор проходит по территории, которую в Индии считают оккупированной Пакистаном. Поэтому Индия считает, что проект по созданию  нового  Шелкового пути игнорирует вопросы, касающиеся  суверенитета  и территориальной целостности Индии

 Очевидно, что  могут возникнуть проблемы внутри ШОС  из-за того, что, насколько в рамках одной организации, основной целью которой является противодействие угрозе исламского  фундаментализма и экстремизма,  удастся совместить интересы светских  (хотя и мусульманских) режимов с интересами режимов исламских.

Крайне важным сегодня для ШОС является востребования  отношений со структурами безопасности, действующими под эгидой США и НАТО в регионе. По-моему, четкого ответа на этот вопрос пока не  выработано. А, тем не менее, все государства Центральной Азии, являющиеся членами ШОС, одновременно  являются и участниками программы НАТО «Партнерство ради мира»

Встает также вопрос, как быть с политическим экстремизмом? В нынешних условиях, когда почти в каждом из  государств Центральной Азии проблема преемственности (или передача) власти является  главенствующей, а активность конкурирующих групп постоянно растет, возможность политической дестабилизации отдельных государств  не столь уж нереальна.

И здесь встает вопрос. Как в этих случаях должна себя вести ШОС по отношению к действующим политическим элитам и оппозиции? Какие шаги она готова предпринять в случае возникновения перспективы реализации одного из сценариев «цветной революции» в одном из  государств  региона.

 Резюмируя  вышеизложенное, представляется целесообразным  подчеркнуть ряд следующих моментов:

Первое. За время  существования ШОС,  Китай  в полной мере использовал  площадку этого объединения для решения своих экономических, территориальных и политических целей. За  этот период  товарооборот Китая со странами Центральной Азии вырос в 60 раз с 500 млн.  до 30 млрд. долларов.  В аспекте разрешения пограничных  споров успешной деятельность ШОС оказалась только для КНР. Большая же часть наиболее острых приграничных и водно-энергетических споров между государствами оказалась замороженной по причине отсутствия разработанного механизма совместных действий в такого рода вопросах.

Второе. Рассматривая нынешнее состояние ШОС и ведущей в ней роли Китая, следует  непременно учитывать  существующие  некоторые противоречия между Россией и Китаем. Среди которых, 

а) отношение КНР и РФ к принятию новых членов (первая поддерживает вступление Пакистана, вторая – Индию),

б) разные приоритеты в наполнении деятельности организации  (Россия акцентирует внимание  на сфере безопасности, КНР - на экономике)

в) отсутствие единой позиции в оценке тех или иных событий на международной арене: например, оценка грузино-осетинского конфликта 2008 года, и участие ВКС РФ в Сирии.

Третье. 14-15  мая с.г. произошло самое крупное китайское «дипломатическое событие  года» Речь идет о первом  проведенномфоруме « Один пояс, один путь»  Китай выступил  главным организатором, инициатором и модератором  форума. Проект крайне амбициозный, и, конечно не только как  экономический. Министр Иностранных Дел Китая Ван И выступая на пресс-конференции, посвященной открытию форума отметил: «Китай не хочет очерчивать инициативу «Один пояс, один путь» четкими географическими границами, потому, что эта стратегия по сути своей является инициативой международного сотрудничества, которую можно и нужно открывать для близких по духу стран и районов»

В результате чего мы увидели, что к этому проекту пристегиваются  около  29 стран. Но, очень интересный факт, что Китай решил  две ветки пустить в обход России.   Здесь, я думаю, никакой политики, только бизнес.

 Основная ветка, очевидно, пойдет через Среднюю Азию, Турцию и дальше в Европу. Конечно, 2-3 проекта   достанутся и  нам.  Не исключено, что это будет  ветка, которая будет связана с Арктикой  и  будет проходить по  Северному морскому пути.

Дело в том, Арктика занимает весомое место во внешней политике Китая. Так, оценив открывающиеся в будущее перспективы, Китай первым из азиатских государств пробился в  полноправные члены  Арктического совета и добился закрепления  своих позиций в 2009 году, а в 2013 году включен в состав Совета в качестве постоянного члена-наблюдателя.

 Приоритетом КНР в Арктике является освоение Северного морского пути собственными компаниями. Старт проекта был дан в 2012 году крупнейшей судоходной компанией  COSCO. Китай создает специальный Северный флот. В 1993 году купила ледокол  «Снежный дракон», а в настоящее время строит собственный. По  оценкам КНР в 2020 г. Транзит через Арктику достигнет 15% их внешнеторгового оборота.

Северный морской путь, находясь в исключительной политической сфере и экономической зоне России, делает клиентов этого транспортного коридора зависимыми. Эксперты не исключают, что скоро  Китай совместно с Японией, Южной Кореей и Индией предполагают к 2030 году признать российское арктическое побережье  зоной общего пользования, ведь еще в  марте 2010 года адмирал  Инь  Чжо заявил, что « Арктика не принадлежит кому-либо, а является достояние всего мира».

Китай ведет активную политику со многими государствами Арктического совета. Китайское правительство открыло в 2013 году НИИ в Шанхае, где занято около тысячи ученых, основало свою собственную научную станцию  «Хуанхэ» на Норвежском Шпицбергене, организовало ряд научных экспедиций.

В экспертном сообществе относительно китайско-российских отношений бытует множество разнополярных мнений. Однако налицо «тихое внедрение» КНР на территорию России не только путем инвестирования в реализацию выгодных КНР крупномасштабных проектов, но и иными способами. Таковыми, без сомнения, является долгосрочная аренда земель ДФО, в который входят несколько регионов Крайнего Севера России. Анализ показывает, что КНР преследует далеко идущие цели и в будущем может представлять угрозу для целостности России в т. Ч и в богатом северном направлении. Не исключено, что внешняя политика КНР подчинена стратегии «  три севера, четыре моря»  принятой Военсоветом в 1993 году, в которой одним из «северов» является Арктическое побережье.   

Поэтому,  руководство России правильно поступает, что укрепляет  в военном аспекте Арктику, которая по выражению Академика Вернадского, является фасадом России.

Президент Автономной Некоммерческой Организации

«Центр Общественно-Политических Исследований»

Махлай Алексей Александрович


К списку новостей