Армения: кризис продолжается
30 июня 2015 г.
Евсеев В.В.
С 22 июня в Ереване сохраняется сложная обстановка. Первоначально протестующие собирались на площади Свободы, затем они совершили шествие к резиденции президента Республики Армения (РА) на проспекте Маршала Баграмяна. С этого момента началось их силовое противостояние с органами правопорядка. Акции протеста прошли также в Гюмри, Ванадзоре и Арагацотне. Их поддержала армянская диаспора, которая провела соответствующие акции у консульства РА в Лос-Анджелесе и Страсбурге, в нескольких городах Франции и ФРГ.
Представители гражданского движения «Нет грабежу!» и их многочисленные сторонники среди оппозиции потребовали отмены решения Правительства Республики Армении о повышении с 1 августа 2015 г. на 17% тарифов на электроэнергию (первоначально это планировалось сделать на 40%). Демонстранты провели несколько акций протеста, включая сидячие пикеты, и перекрыли движение автотранспорта на проспекте Маршала Баграмяна в Ереване. Раньше подобное со стороны местных правоохранительных органов не допускалось.
В результате власть была вынуждена применить силу, что привело к пострадавшим с обеих сторон. Так, утром 23 июня полиция разогнала демонстрантов. Тогда были задержаны 237 чел., включая журналистов. Позднее все они были отпущены на свободу, в их отношении были прекращены уголовные дела. А 25 чел. были вынуждены обратиться за медицинской помощью. Тем не менее, демонстранты отказались от диалога с действующей властью, так как их лидеры не смогли решить, кто будет представлять протестующих на переговорах.
До последнего времени в акции протеста участвовало от 7 до 10 тыс. протестующих (сейчас их численность существенно уменьшилась за счет тех, кто посчитал результат акции достигнутым). Последствия от их столкновения с полицией могли быть более серьезными, если депутаты парламента и представители культуры, а позднее интеллигенции и священнослужители не встали в качестве «живого щита» между полицией и демонстрантами. Чтобы предотвратить столкновения, между протестующими и полицией создана «буферная зона»: первые отгородились мусорными баками, а полицейский спецназ в полной экипировке находится за металлическими поручнями, куда допускаются организаторы акции, государственные чиновники, политики, депутаты парламента и журналисты.
Нынешние акции протеста имеют существенные отличия от более ранних митингов. Тогда они проходили мирно, в рамках законодательства. Их организаторами выступали крупные армянские оппозиционные партии: «Процветающая Армения» и «Армянский национальный конгресс». Попытки некоторых участников выйти за рамки мирного протеста пресекались самими организаторами.
Следует напомнить, что «Армянский национальный конгресс» - это крупнейшее оппозиционное движение Армении, включившее в свой состав более десятка различных оппозиционных партий. Его возглавляет бывший президент РА Левон Тер-Петросян. Но в парламенте страны «Армянский национальный конгресс» имеет всего 7 мест. Все его депутаты покинули зал заседаний парламента в знак протеста в связи с разгоном демонстрантов и арестом некоторых из них.
Как отмечает российский эксперт Андрей Арешев, «по каким-то причинам эти партии были маргинализированы, политическое поле Армении в значительной степени зачищено, в результате чего протестные настроения оседлали представители тех сил и групп, о которых мы вообще мало что знаем». Это в полной мере относится к нынешним лидерам молодежных групп, которые составляют костяк движения «Нет грабежу!» Это движение имеет достаточно разношерстный состав, что позволяет предполагать наличие там «самых разных сил, в том числе и заведомо деструктивных».
В таких условиях 25 июня премьер-министр Армении Овик Абрамян назвал обоснованным повышение тарифов на электроэнергию, что послужило поводом для массовых акций протеста. Он отверг наличие фактов «грабежа» в ЗАО «Электрические сети Армении», которая занимается распределением и сбытом электроэнергии в стране. Эта компания обслуживает 36 тыс. км электросетей, что позволяет предоставлять электроэнергию 985 тыс. потребителей при нынешней численности населения республики в количестве 2,4 млн. чел.
ЗАО «Электрические сети Армении» имеет эксклюзивную лицензию на трансмиссию и распределение электроэнергии на территории Республики Армения по гарантированным тарифам, рассчитываемым, исходя из затрат компании и регулируемой ставки возврата на инвестированный капитал. Она является дочерним обществом российской компании ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС».
Нужно заметить, что ЗАО «Электрические сети Армении» самостоятельно тарифы на использование электроэнергии в республике не устанавливает. Она только подает заявку, которую рассматривает Комиссия по регулированию общественных услуг Армении. При этом, по словам Овика Абрамяна, в период с 2007 г. и по настоящее время при расчете тарифов на электроэнергию не учитывала расходы ЗАО «Электрические сети Армении», которые сейчас составили 22 млрд драмов (2,55 млрд руб.).
Конечно, существует много претензий к руководству российской компании ЗАО «Электрические сети Армении». Это касается и чрезмерной оплаты труда ее менеджмента, и использования им дорогих служебных автомобилей, и много другого, что несомненно раздражает достаточно бедное население республики. Причем для последнего, которое тратит в зимний период только на электроэнергию до 35% ежемесячной зарплаты, которая в среднем для республики составляет 6 тыс. руб., указанное повышение тарифов является чрезмерным. Такое решение, как многие считают, повысит цены на предметы первой необходимости и поставит бедные слоя населения на грань выживания. Но повышение указанных тарифов не было связано с «расходами компании на роскошь», так как последние при расчете тарифа со стороны национального регулятора не учитывались.
Премьер-министр Овик Абрамян указал на три основных причины повышения тарифа на электроэнергию:
1) сокращение по природным причинам притока воды в водоемы республики, что привело к снижению объемов выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях; в таких условиях ЗАО «Электрические сети Армении» была вынуждена закупать более дорогую электроэнергию;
2) проведение профилактических работ на Армянской АЭС, что привело к остановке ее работы на 88 дней (получаемая на АЭС электроэнергия является самой дешевой в республике, ее доля в энергобалансе страны составляет 40%);
3) девальвация национальной валюты на 20% за последние три года (основная причина, которая привела к существенной инфляции).
Следовательно, повышение тарифов на электроэнергию имело свои объективные причины, что стараются не замечать так называемые сторонники западного курса страны. Более того, отказ от повышения таких тарифов приведет к веерному отключению электроэнергии, так как ЗАО «Электрические сети Армении» не сможет платить производителям электроэнергии.
В настоящее время проходящие в Ереване акции протеста пока носят экономический характер. Демонстранты были уверены, что достаточно громко заявить о себе, как власть обязательно отступит. Так уже было два года назад во время попыток повышения платы за проезд в городском транспорте. Демонстрантов убедили и в том, что достаточно пресечь коррупцию, как ситуация сразу улучшится и повышать тарифы на электроэнергию не придется. На самом деле это не так: повышение указанных тарифов объективно необходимо, но оно должно сопровождаться как предоставлением необходимых субсидий для малоимущего населения (сейчас такие предложения в Правительстве Армении готовятся в отношении 105 тыс. малоимущих семей), так и проведением широкой разъяснительной работы среди местного населения. Последнего как раз и не наблюдалось, что привело к масштабным акциям протеста.
Российская сторона принимает активное участие в урегулировании этого конфликта. В частности, 26 июня 2015 г. состоялась встреча премьер-министра Армении Овика Абрамяна с министром транспорта России Максимом Соколовым, который одновременно является сопредседателем армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В ходе этой встречи было принято решение о проведении независимого аудита деятельности ЗАО «Электрические сети Армении» и выделении Еревану льготного кредита в размере 200 млн долл. на закупку российского вооружения. С 1 января 2015 г. РФ планирует снизить цену на газ для Армении со 189 долл. за тысячу куб. до 165 долл. Кроме того, будет подписан договор о предоставлении республике кредита на продление срока эксплуатации Армянской АЭС, а Следственный комитет России передал армянским правоохранительным органам дело об убийстве российским солдатом семьи Аветисян в Гюмри.
Как следствие, действующая в Ереване власть проявила готовность к некоторому компромиссу. Так, президент Армении Серж Саргсян заявил, что правительство собирается пригласить для экспертной оценки авторитетную международную консалтинговую компанию, имеющую большой опыт в сфере энергетики. Это позволит проверить обоснованность повышения в республике тарифов на электроэнергию и оценить угрозы, который возникнут в случае отказа от такого решения. Причем до завершения аудита в компании «Электрические сети Армении» правительство будет доплачивать разницу в цене на электроэнергию после ее повышения.
Однако для некоторой части оппозиции этого оказалось недостаточным, и она потребовала расширить повестку массовых протестов. Так, лидер партии «Наследие» Раффии Ованнисян заявил, что является сторонником более широкой повестки массовых протестов, поскольку первопричиной всех проблем Армении является ее нынешняя «нелегитимная власть».
Между тем митингующие подтвердили, что в их рядах есть «провокаторы, которым, видимо, необходимо пролить кровь». Как следствие, ситуация может выйти из под контроля. Именно поэтому президент Серж Саргсян не исключил национализации ЗАО «Электрические сети Армении» и передачу его в тендерное управление. А премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил, что на митинг в центре Еревана собрались силы, которых в действительности интересует не повышение тарифа, а «дестабилизация и саботаж».
Пока трудно понять, чем все это закончится ввиду сознательного использования этой ситуации со стороны внешних сил по дискредитации действующей власти, которая вместо соглашения об ассоциации с ЕС, вступила в Евразийский экономический союз. В этой деятельности задействованы прозападные СМИ и заблаговременно созданные 2,5 тыс. различных неправительственных организаций.
До сих пор протестное движение носит больше социальный характер. Его активисты опровергают информацию о том, что они получают инструкции или поддержку со стороны зарубежных стран или организаций. И если во время первого шествия к резиденции президента РА в толпе были видны несколько флагов ЕС, то вскоре сами протестующие потребовали их убрать. Причем лозунги и плакаты демонстрантов не были направлены против зарубежных стран, включая Россию. И если ситуация быстро разрешится в пользу митингующих, то никто не сможет сделать из социального движения армянский вариант Майдана.
С другой стороны, 75% населения республики придерживаются пророссийской ориентации. И они понимают, что серьезная внутренняя нестабильность может привести к потере Нагорного Карабаха или, во всяком случае, масштабной там войны с непредсказуемыми последствиями. Причем для Азербайджана внутренний конфликт в Армении может послужить серьезным основанием для очередной попытки установить свой контроль над Арцахом. Именно поэтому, например, в Ереване не жгут покрышки, а акции протеста проходят достаточно мирно.
Не следует проводить и прямые аналогии между событиями на Майдане в Киеве и на проспекте Маршала Баграмяна в Ереване. Одна из причин этого состоит в том, что у армянская оппозиция, даже самой радикальной, всегда было понимание того, что любое неконституционное развитие событий приведет к крайне негативным последствиям, прежде всего для армянской государственности и всего общества. У нее всегда было понимание и собственной ответственности за происходящие события, что не наблюдалось в Киеве.
Возможны следующие варианты дальнейшего развития событий:
1) силовое решение;
Если по каким-то причинам (провокация из толпы, нежелание властей пойти на компромисс и т.д.) власти решат еще раз применить силу против протестующих, то в качестве ответной реакцией могут усилиться «майдановские» настроения. Этим могут воспользоваться как в Азербайджане, так и прозападные силы внутри Армении. С другой стороны, армяне хорошо помнят трагические события «кровавой субботы» (1 марта 2008 г.) и не желают их повторения.
2) отказ властей от повышения тарифов на электроэнергию;
При худшем сценарии развития событий правящая власть может удовлетворить основное требование протестующих. Но среди гражданского общества это укрепит убеждение, что давлением на власть можно добиться многого, если не всего. В результате возникнет образ «слабой и неэффективной власти», поэтому администрация президента РА на это не пойдет.
3) поиск возможного компромисса.
На данным момент сценарий развитий в виде поиска компромисса является предпочтительным. Но только до тех пор, пока нет провокаций или политической ангажированности.
При этом нужно понимать, что по вопросу повышения тарифов на электроэнергию действующая в Ереване власть не собирается отступать. Это может привести к продолжению ее противостояния с оппозицией. Поэтому крайне важно для России сохранять свою роль посредника, способного предлагать пути выхода из создавшейся ситуации путем, например, замены менеджмента ЗАО «Электрические сети Армении» (в качестве руководителя этой компании рассматривается, например, Самвел Карапетян, который может покрыть за счет собственных средств часть возникшего долга: 100 из 250 млн долл.) и предоставления республике льготного кредита на модернизацию электротехнического хозяйства.
Нужно также обратить внимание и на то, что повышение тарифов на электроэнергию – это лишь повод, а не причина нынешнего внутриполитического кризиса. В частности, последние президентские (2013 г.) выборы показали, что величина протестного электората в республике достигает 36%. Позднее недовольство нынешней властью проявлялось и в других многочисленных мероприятиях, что в администрации президента Саргсяна старались не замечать. Как следствие, возник серьезный социальный протест.
Все это происходит на фоне подготовки конституционной реформы путем изменения формы правления страны с президентско-парламентской на парламентско-президентскую. Оппозиция выступает категорически против подобного, так как видит реальную возможность воспроизводства власти президента Сержа Саргсяна и после окончания срока его правления зимой 2018 г. Для этого ему будет достаточно стать спикером Национального Собрания (парламента) РА или премьер-министром страны с расширенными полномочиями. Причем правящая власть сейчас располагает для этого конституционным большинством в парламенте страны.
Таким образом, в Республике Армения сохраняется сложная внутриполитическая ситуация. Пока она не носит критического характера, а формы протеста не имеют антирусской направленности. Тем не менее, противоправные действия некоторой части оппозиции, которая выдвигает все новые требования и не желает освобождать проспект Маршала Баграмяна путем перемещения на площадь Свободы, могут подтолкнуть правящую власть к использованию силы. Это может стать поводом для новых масштабных акций протеста и дальнейшей эскалации нынешнего политического кризиса. При таком сценарии развития событий неизбежно возникнут крайне негативные последствия как для самой Армении, так и для российско-армянских отношений.
Опубликовано
на сайте Института стран СНГ от 30.06.2015 г.
Оригинал: http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=20673.
К списку публикаций