8 причин, почему неполон представленный Нидерландами доклад по рейсу MH17

16 октября 2015 г.

Евсеев В.В.

13 октября 2015 г. Совет безопасности Нидерландов наконец-то представил окончательный доклад об обстоятельствах катастрофы пассажирского самолета Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) в небе над Донбассом, которая произошла 17 июля прошлого года. Презентацию этого доклада сделал председатель комиссии Совета безопасности Нидерландов по расследованию катастрофы Тьиббе Яустра. Все это состоялась на военной базе «Гильзе-Рейн». 

О результатах расследования первыми были проинформированы родственники погибших в этой авиакатастрофе. В частности, они узнали, одной из причин катастрофы самолета Boeing 777 Malaysia Airlines стало то, что воздушное пространство Украины не было своевременно закрыто для полетов пассажирских самолетов, несмотря на ведение в Донбассе активных боевых действий с применением средств противовоздушной обороны (ПВО). Российские эксперты с этим согласны, но они отмечают использование средств ПВО обеими сторонами, вовлеченными в вооруженный конфликт.

Некоторая часть вины за случившееся была возложена и на малайзийские авиалинии, которые «осознавали возможные риски, прокладывая для самолета маршрут над территорией конфликта». Причем на момент трагедии в небе над зоной этого конфликта находилось еще три пассажирских самолета. С этим, конечно, можно согласиться, но у иностранных авиакомпаний не было информации о высотах возможного перехвата летательных аппаратов. Как правило, они не превышают 3,5 км (стрельба с переносного зенитного ракетного комплекса), поэтому высота полета 10 км считается достаточно безопасной для полетов гражданской авиации (поэтому, например, полеты пассажирских самолетов над Афганистаном продолжались и в период вооруженного конфликта). Зато в Киеве такая информация была, в первую очередь о собственных зенитных ракетных комплексах (ЗРК), развернутых в зоне конфликта. Но эта информация иностранных авиакомпаниям заблаговременно так и не была предоставлена.  

Большее расхождение во мнениях вызвал вопрос о виновнике этой трагедии. Так, международная комиссия по расследованию катастрофы, в которую почему-то не вошли не только представители России, но и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) пришла к выводу, что Boeing 777 был поражен ЗРК «Бук» российского производства с территории, которая в тот момент была подконтрольна ополченцам Донецкой народной республики (населенный пункт Снежное). По мнению ее представителей, зенитная ракета поразила кабину пилотов с левой стороны. После этого головная часть самолета отделилась от фюзеляжа. Как следствие, практически мгновенно погибли все пассажиры и члены экипажа. При этом не учитывается, что взрыватель боевой части этой ракеты срабатывает в средней части самолета, чтобы обеспечить его уверенное поражение. По кабине же пилотов чаще стреляют с авиационной пушки.

Иной точки зрения придерживаются российские эксперты. Во-первых, они отметили, что указанная международная комиссия не предоставила подтверждений, что в корпусе самолета Boeing 777 были обнаружены характерные поражающие элементы зенитной ракеты ЗРК «Бук» (они должны были оставить пробоины в форме «бабочки»). А на одной из фотографий, представленных международной комиссией, была показана часть зенитной ракеты ЗРК «Бук», которая не могла остаться целой после взрыва.

Во-вторых, доклад об обстоятельствах катастрофы пассажирского самолета Boeing 777 Malaysia Airlines был представлен российской стороне лишь в окончательном виде, что исключало саму возможность внесения в него изменений. Причем этот доклад не включал большинства замечаний, ранее высказанных российскими специалистами.
В-третьих, представители Нидерландов запретили допуск российских экспертов к месту падения этого самолета. Даже в течении месяца после катастрофы, которая произошла в летний период, они не вывезли все тела погибших (попавшие в них поражающие элементы могли стать важными уликами для международного расследования). И вопреки сложившейся практики, существенная часть обломков самолета осталось в месте их падения, что крайне затрудняет проведение натурного эксперимента.  

В-четвертых, не был проведен тщательный анализ переговоров украинских авиадиспетчеров, которые «вели» малазийский самолет до места катастрофы и, почему-то», перед этим изменили его эшелон полета. В связи с этим можно заметить, что 17 марта 1994 г. над Нагорным Карабахом, вблизи г. Степанакерт, потерпел катастрофу военно-транспортный самолет C-130, который перевозил семьи иранских дипломатов. В результате погибли все 19 пассажиров, включая 9 детей, и экипаж в составе 13 чел. По некоторым данным, азербайджанские авиадиспетчеры сознательно изменили маршрут движения этого самолета (примерно на 100 км), поэтому он оказался в зоне боевых действий и был сбит армянской системой ПВО.

В-пятых, в докладе международной комиссии вообще не рассматривается возможность перехвата малазийского самолета с помощью украинского истребителя, который находился в непосредственной его близости. Он мог как уничтожить экипаж выстрелами из авиационной пушки, так и «страховать» наземный ЗРК (как правило, по воздушной цели ЗРК сразу пускает не одну, а две ракеты, поэтому, в случае промаха, мог потребоваться пуск авиационной ракеты класса «воздух-воздух»).  

В-шестых, 2 июля 2015 г. Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (производитель ЗРК «Бук») передал международной комиссии по расследованию крушения малазийского самолета документы по первому этапу проведенного натурного эксперимента с использованием макета самолета Boeing 777. Он показал, что указанный самолет мог был сбит зенитной ракетой 9М38М, которая уже не используется Вооруженными силами (ВС) РФ. Однако международная комиссия проигнорировала эти документы.
В ходе второго этапа эксперимента, который был проведен 7 октября, был использован ране списанный самолет Ил-86. Было подтверждено, что малазийский Boeing 777 сбили из района, контролируемого на тот момент ВС Украины: 3,5 км к югу от населенного пункта Зарощенское. При пуске же ракеты из Снежного (это версия международной комиссии) ни один поражающий элемент не мог попасть в двигатель самолета, что фактически имело место.

В-седьмых, США не предоставили международной комиссии данных с космических спутников, которые в момент катастрофы находились над рассматриваемым районом.

В-восьмых, не было проведено никаких действий в отношении украинских систем ПВО: выявление их местоположения в момент авиационной катастрофы, проведение инвентаризации зенитных ракет и т.п. 

Таким образом, представленный 13 октября 2015 г. Советом безопасности Нидерландов доклад об обстоятельствах катастрофы пассажирского самолета Boeing 777 Malaysia Airlines не может быть окончательным. Он не учитывает всей совокупности имеющихся данных, является субъективным и, по-видимому, политически мотивированным. Для проведения столь «тщательной» работы не требовалось 15 месяцев. Следовательно, предпринимается попытка искусственного затягивания расследования с целью «покрывательства» истинного виновника катастрофы. Последний уже имел подобный опыт в небе над Черным морем в октябре 2001 г., когда российский пассажирский самолет Ту-154 был сбит украинской зенитной ракетой ЗРК С-200, запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Тогда погибли все 66 пассажиров и 12 членов экипажа. И никто не может исключать того, что подобное произошло в небе над Донбассом.

http://www.russia-direct.org/opinion/8-reasons-why-dutch-got-mh17-report-incomplete

К списку публикаций