«Исторический» успех переговоров в Вене

26 октября 2015 г.

Евсеев В.В.

«Исторический» успех переговоров в Вене

14 июля 2015 г. в Вене впервые с возникновения иранского ядерного кризиса (2003 г.) международному сообществу в лице «шестерки» (пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии) международных посредников удалось согласовать механизм снятия с Исламской Республики Иран (ИРИ) односторонних и международных санкций на основе соглашения в форме «Совместного всеобъемлющего плана действий».

Россия сыграла важную роль в достижении указанного соглашения.

Это был вынужден признать даже президент США Б. Обама, который в своем интервью The New York Times заявил следующее: «Россия оказала нам помощь… Я не был уверен, учитывая сильные расхождения, которые сейчас имеются у нас с Россией по Украине, сохранится ли она. Путин и российское правительство рассмотрели эти вопросы по отдельности так, что меня это удивило, и мы бы не достигли этого соглашения, если бы не готовность России остаться на одной стороне с нами и другими членами группы «5+1» в поддержке этой важной сделки»[1].

При этом Москва непосредственно вовлечена и в реализацию согласованного плана действий.

Конечно, в Соглашении речь не идет о снятии с ИРИ всех санкций, которые включают 4 санкционные резолюции Совета Безопасности ООН, 18 указов президента США, 4 документа ЕС и 10 законов, принятых Конгрессом США. Причем половина американских санкций, которые начали вводить против Тегерана еще в 1979 г. иным причинам (например, поддержки международного терроризма или нарушении прав человека), никак не связана с иранской ядерной программой, поэтому их снимать не собираются. Тем не менее, по сравнению с «Совместным планом действий»* от 24 ноября 2013 г.[2] был достигнут значительный прогресс, что позволило президентам Б. Обаме и Х. Роухани заявить об историческом успехе переговоров в Вене.

Насколько это соответствует действительности?

Трудности вступления в силу и реализации достигнутого соглашения

Согласно «Совместного всеобъемлющего плана действий»[3] полное снятие с ИРИ санкций, имеющих отношение к ее ядерной программе, произойдет через десять лет после принятия новой резолюции Совета Безопасности ООН. Такая резолюция 2231 была принята единогласно 20 июля 2015 г.[4] Она предполагает, что не позднее чем через 90 дней, то есть до конца октября нынешнего года, указанный план действий вступит в законную силу, но это не приведет к отмене ранее введенных международных санкции на основе резолюций Совета Безопасности ООН. Для начала этого процесса дополнительно потребуется подтверждение со стороны МАГАТЭ факта выполнения Тегераном своих обязательств по достигнутому соглашению.

Другими словами, вначале Иран выполнит свои обязательства по «Совместному всеобъемлющему плану действий», что в лучшем случае потребует 6 месяцев, затем это должен подтвердит генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, который находится под сильным влиянием США. Если же этого не произойдет (Иран не выполнит или МАГАТЭ не подтвердит), то международные санкции в отношении ИРИ продолжат действовать несмотря на согласованный документ. Это может, например, воспрепятствовать получению Ираном полноправного членства в ШОС.

В случае же несоблюдения одной из сторон соглашения своих обязательств, этот вопрос передается в конфликтную комиссию, которая должна в течении 30 дней признать или опровергнуть данное подозрение. Если компромисса достигнуть не удастся, то вопрос будет передан на рассмотрение в Совет Безопасности ООН, который должен периодически принимать резолюции об облегчении режима антииранских санкций. Вето на эту резолюцию одного из членов Совета Безопасности ООН (например, со стороны США) будет означать, что санкции возобновляются. На всю процедуру разрешения конфликта и принятие окончательных решений по нему отводится 65 дней. Это дает Западу, который имеет большинство в Совете Безопасности ООН, одностороннее преимущество. 

Совместный всеобъемлющий план действий утвержден резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН, не подлежит ратификации ни в Конгрессе США, ни в Меджлисе (парламенте) ИРИ. Там он будет лишь рассмотрен на предмет поддержки или отклонения. В таких условиях для стран участников переговоров (Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия) никаких юридических обязательств возникнуть не может.

Согласно же действующему законодательству американская администрация обязана представить Конгрессу США условия соглашения по иранской ядерной проблеме в течение пяти дней со дня его подписания, что и было сделано. Конгрессмены имеют дополнительно 30 дней, чтобы внести в него коррективы. Это предоставляет республиканцам, которые имеют большинство в обеих палатах конгресса, необходимое время, чтобы существенно воспрепятствовать реализации этого соглашения.

К этому времени в США начнется активная фаза президентской избирательной компании. Все кандидаты в президенты считают нынешнюю позицию Белого Дома по иранской ядерной проблеме излишне мягкой, поэтому рассматриваемое соглашение называют «плохой сделкой».

В частности, наиболее вероятный кандидат от Демократической партии Х. Клинтон объявила Иран историческим противником США.

Еще жестче по этому вопросу отреагировали кандидаты в президенты США от Республиканской партии.

Так, сенатор от штата Северная Каролина Л. Грэм назвал достигнутое в Вене соглашение ужасным: «Мое первое впечатление о сделке: она гораздо хуже, чем я предполагал, это - кошмар для региона, нашей национальной безопасности и, в конечном итоге, всего мира». Другой сенатор-республиканец М. Рубио выразил надежду, что конгресс проголосует против сделки с Ираном, так как она «подрывает национальную безопасность США»[5].

В связи с вышеизложенным трудно надеяться, что новый президент США продолжит политику Барака Обамы по приостановке антииранских санкций. Причем в отношении законов, принятых Конгрессом США, это возможно лишь на шесть месяцев. 

Фактически же резолюция 2231 Совета Безопасности ООН от 20 июля 2015 г. является санкционной. Она сохраняет на срок еще пяти лет в отношении Ирана эмбарго на поставки образцов тяжелых вооружений, а в течение восьми лет будет действовать запрет на экспорт в страну баллистических ракет и ракетных технологий. Но резолюция 2231 не запрещает поставку в ИРИ российских зенитных ракетных комплексов С-300.

Для контроля над выполнением Совместного всеобъемлющего плана действий будет создана Совместная комиссия, включающая представителей ИРИ и «шестерки» международных посредников по урегулированию иранского ядерного кризиса. Эта Совместная комиссия предназначена для разрешения вопросов, возникающих в ходе реализации указанного плана.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини или ее представитель будет координировать работу комиссии. Заседания комиссии будут проводится ежеквартально в Нью-Йорке, Вене или Женеве, но неясно как будут приниматься решения: на основе консенсуса или простого большинства. Последние имеет принципиально важное значение, так как Запад фактически располагает в ней большинством голосов.

Большая ясность наблюдается в отношении встреч представителей Ирана и «шестерки» на министерском уровне. Их планируют проводить каждые два года или раньше в случае необходимости для изучения и оценки прогресса в разрешении ядерного кризиса (там решения будут приниматься на основе консенсуса).

Особая роль в реализации плана действий возложена на МАГАТЭ. В частности, оно будет предоставлять актуальную информацию по иранской ядерной программе Совету управляющих МАГАТЭ и Совету Безопасности ООН.

Для этого ИРИ увеличит квоту инспекторов МАГАТЭ до 130-150 чел. в течение 9 месяцев с начала имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий. Но Тегеран будет разрешать пребывание инспекторов МАГАТЭ из тех стран, с которыми у него установлены дипломатические отношения.

Из этого можно сделать вывод, что американские инспекторы вряд ли попадут в эту страну в ближайшее время.

Технические аспекты Совместного всеобъемлющего плана действий

В рассматриваемом документе содержатся договоренности, касающиеся ядерной программы.

Технические аспекты подписанного всеобъемлющего плана действий следующие[6]:

- сокращение количества работающих газовых центрифуг Р-1 (малой мощности, иранское название - IR-1) до 6104 на срок 8 лет;

Остальные газовые центрифуги будут находиться в согласованных с МАГАТЭ местах и под контролем агентства.

- введение на 15-летний срок ограничений на степень обогащения урана (до 3,7% по урану-235);

Эта деятельность будет осуществляться только на основном предприятии по обогащению урана в Натанзе*.

- проведение исследований и разработок в области обогащения урана, но только при отсутствии накопления низкообогащенного урана (НОУ)**;

Предполагается, что на предприятии по обогащению урана в Натанзе ИРИ продолжит тестирование более совершенных газовых центрифуг IR-4 и IR-5, а через 8,5 лет и IR-6 и IR-8 (первоначально будет использоваться до 30 центрифуг этого типа). Но помимо газоцентрифужного Иран не будет разрабатывать другие технологии обогащения урана (например, лазерные).

- запрет на сооружение новых предприятий по обогащению урана на срок 15 лет;

- уменьшение запасов НОУ в виде гексафторида урана или его эквивалентов до 300 кг со степенью обогащения до 3,7% по урану-235 на срок 15 лет;

Весь обогащенный до 3,7% гексафторид урана свыше 300 кг будет «разбавлен» до естественного (природного) уровня или продан на международном рынке. При этом предполагается, что более 9 тонн иранского НОУ поступит в Ангарский международный центр (Иркутская область). В обмен на это Москва будет поставлять Тегерану для исследовательских и медицинских целей согласованное количество природного урана.

Весь остающийся оксид урана (твердая форма), обогащенный до 20%, будет переработан в топливо для Тегеранского исследовательского реактора. При этом неясно, что произойдет с НОУ в форме оксида урана с обогащением менее 20%.

Согласно докладу генерального директора МАГАТЭ от 19 февраля 2015 г. всего в ИРИ было наработано 14175 кг НОУ со степенью обогащения до 5%, из него в форме гексафторида находится 7953 кг. Остаток НОУ в различных формах составляет 6222 кг, включая не менее 2720 кг в оксидной форме[7], которая путем конверсии может быть вновь переведена в форму гексафторида урана и использована для дальнейшего обогащения.

Исходя из этого можно предположить, что даже в случае вывоза с территории ИРИ всего НОУ в виде гексафторида урана (за исключением 300 кг), Тегеран сохранит значительные запасы НОУ в оксидной форме. При дальнейшей его конверсии и дообогащении это может позволить Тегерану наработать ядерный материал оружейного качества, достаточный для производства не менее двух ядерных боезарядов.

- перепрофилирование подземного предприятия по обогащению урана в Фордо в ядерный, физический и технологический исследовательский центр с размещением там в шести каскадах 1044 газовых центрифуг Р-1, которые не будут использоваться для целей обогащения урана (на срок 15 лет);

И хотя, как сообщил заместитель министра иностранных дел России С. Рябков, сейчас «нет коммерческих договоренностей и контрактов, позволяющих приступить к вывозу урана и переоборудованию объектов в Фордо»[8], именно российские специалисты будут создавать на предприятии в Фордо производство изотопов для медицинских целей. При этом два каскада газовых центрифуг будут модифицированы, а остальные четыре каскада со всей сопутствующей инфраструктурой останутся неиспользованными.

- уменьшение на основном предприятии по обогащению урана в Натанзе количества работающих центрифуг Р-1 до 5060 на срок 8 лет;

- отказ от использования усовершенствованных газовых центрифуг на срок 8 лет, демонтаж и вывоз всех неработающих центрифуг, включая все усовершенствованные центрифуги IR-2, IR-4, IR-5, IR-6 и IR-8, в места на территории ИРИ с целью их хранения под контролем МАГАТЭ на тот же срок;

- демонтирование активной зоны и изменения конструкции строящегося тяжеловодного реактора в Араке (в частности, ограничение его мощности до 20 МВт);

Цель этого состоит в том, чтобы воспрепятствовать наработку там оружейного плутония. Вместо этого, реактор будет производить радиоизотопы в медицинских и промышленных целях; с него будет осуществляться вывоз отработанного ядерного топлива (ОЯТ) для исключения самой возможности выделения из него оружейного плутония (бессрочно).

- введение запрета на переработку в ИРИ ОЯТ, включая проведение соответствующих исследований (на срок 15 лет);

Единственное исключение – деятельность по расщеплению ядерного материала с целью производства медицинских и промышленных радиоизотопов из облученного НОУ.

- отказ Тегерана от строительства в стране тяжеловодных реакторов и мест хранения тяжелой воды в течение ближайших 15 лет; весь избыточный объем тяжелой воды станет доступен для экспорта на международном рынке;

Это означает, что в реальности тяжелую воду с иранской территории вывозить не будут, что затруднит выявление источника ранее незаконно ввезенного такого материала (предполагается, что тяжелая вода поступила из Индии).

- вывоз с территории ИРИ ОЯТ будущих или уже существующих энергетических и исследовательских ядерных реакторов для дальнейшей переработки или утилизации;

- введение контроля со стороны МАГАТЭ над иранскими урановыми шахтами и предприятиями по производству уранового концентрата (на срок 25 лет);

- хранение под контролем инспекторов агентства роторов и сильфонов для центрифуг в течение 20 лет;

- установление в ИРИ механизма быстрого доступа представителей МАГАТЭ к ядерным объектам (на срок 15 лет);

- отказ Тегерана от разработки ядерных взрывных веществ, в том числе используемых в урановой и плутониевой металлургии;

- добровольное выполнение Ираном требований Дополнительного протокола (1997 г.) и Измененного кода 3.1. к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий.

Предполагается, что к 15 октября 2015 г. Иран выполнит ранее согласованную с МАГАТЭ «дорожную карту» по прояснению прошлых и настоящих нерешенных вопросов», связанных с его ядерной программой. На основе этого к 15 декабря нынешнего года генеральный директор МАГАТЭ представит Совету управляющих агентства окончательную оценку по всем спорным вопросам. Однако существуют серьезные сомнения, что в установленные сроки удастся осуществить такую деятельность.

Как считается, все вышеуказанное увеличит до 1 года время, необходимое для наработки 25 кг оружейного урана, что достаточно для производства 1 ядерного боезаряда. Такой вывод является спорным, так как он не учитывает значительные запасы НОУ в твердой форме, которые путем конверсии могут быть переведены в форму гексафторида урана, пригодного для дальнейшего обогащения, вплоть до оружейного качества. 

Механизм снятия антииранских санкций

В случае подтверждения со стороны МАГАТЭ выполнения ИРИ всех положений «Совместного всеобъемлющего плана действий», ЕС разрешит:

- банковскую деятельность и перевод финансовых средств между физическими и юридическими лицам ЕС и ИРИ;

- оказание услуг страхования и перестрахования;

- предоставление для Ирана специализированных услуг передачи финансовых сообщений, включая SWIFT;

- оказание Ирану финансовой поддержки в торговой сфере;

- предоставление гарантий по грантам, финансовой помощи и концессиональным кредитам правительству ИРИ;

- осуществление трансакции с государственными или гарантированными государством облигациями;

- импорт и транспортировку иранской нефти, нефтепродуктов, природного газа и нефтехимических продуктов;

- экспорт ключевого оборудования или технологий для нефтяного, газового и нефтехимического секторов;

- предоставление инвестиций в нефтяной, газовый и нефтехимический сектора промышленности;

- экспорт ключевого морского оборудования и технологий;

- проектирование и строительство грузовых судов и нефтяных танкеров;

- доступ иранских грузовых самолетов в аэропорты ЕС;

- экспорт золота, драгоценных металлов и алмазов;

- экспорт графита, сырого или полуобработанного металла, такого как алюминий или сталь, и экспорт программного обеспечения для интеграции промышленных процессов.

Однако ЕС снимет все антииранские санкции и ликвидирует черные списки для иранских лиц, учреждений и организаций лишь через восемь лет после дня вступления соглашения в законную силу или когда МАГАТЭ придет к заключению о том, что весь ядерный материал в Иране используется только в мирных видах деятельности (сомнительно, что в условиях американского давления агентство пойдет на это).

В отличие от ЕС в ближайшие годы США лишь приостанавливают (временно прекращают применение) антииранские санкции, имеющие отношение к ядерной сфере. По содержанию многие их действия в этом направлении совпадают с европейскими.

Дополнительно к этому можно отметить следующие:

- проведение трансакций с иранским риалом;

- снятие двусторонних торговых ограничений на иранские доходы за рубежом, включая ограничения на их перевод;

- прекращение деятельности по препятствованию продажи иранской сырой нефти;

- предоставление инвестиций;

- продажа, поставки или передача товаров и услуг, используемых в иранском автомобилестроении;

- продажа коммерческих пассажирских самолетов и соответствующих комплектующих и оказание для Ирана соответствующих услуг;

- предоставление лицензий на импорт в США ковров и продовольствия, произведенных в Иране.

И только спустя восьми лет после дня вступления Соглашения в законную силу США предпримут такие законодательные действия, которые будут необходимы для прекращения действия ранее введенных антииранских санкций, затрагивающих ядерную сферу. В реальности это может затянуться на десятилетия, и администрация США в любой момент может остановить этот процесс.

Конечно, для ИРИ все это выглядит крайне заманчиво, но вряд ли в силу множества причин, в том числе связанных со сменой американской администрации, указанные предложения будут реализованы на практике. Кроме этого, спустя 8 лет после вступления соглашения в законную силу от Ирана потребуется ратифицировать Дополнительный протокол (1997 г.) к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий. В ближайшей перспективе это невозможно, и неясно, насколько в этом отношении ситуация изменится через восемь лет. 

Подводные камни плана действий

Нужно заметить, что согласно Совместному всеобъемлющему плану действий одномоментного снятия антииранских санкций, имеющих отношение к ядерной проблеме, не произойдет. И даже при самом оптимистичном развитии событий, как справедливо отмечают российские эксперты[9], постепенная отмена санкций Совета Безопасности ООН и ЕС (приостановка американских санкций) начнется не ранее 2016 г. Причем все это будет происходить по результатам инспекционных проверок и выводов МАГАТЭ, которое последние годы служило орудием США в борьбе с ИРИ. А само соглашение, особенно в части контроля за его исполнением и обратимости процесса смягчения санкций, является крайне уязвимым для действий противников Ирана, как внутри США, так и со стороны Израиля и Саудовской Аравии.

Так, израильский эксперт С. Маген отмечает: «Единственное улучшение, которое принесет соглашение с Тегераном, - это улучшение иранской экономики. Теперь США фактически сделали из Ирана мировую державу, которая будет распространять свое влияние по всему миру, в том числе финансируя радикалов… В ситуации с этим соглашением мы уже мало что можем сделать, но мы не смиримся с иранской ядерной программой никогда»[10].

И хотя в ближайшее время военная операция Израиля против иранских ядерных объектов вряд ли возможна, этого нельзя исключить в среднесрочной перспективе.

Ныне гарантией выполнения «Совместного всеобъемлющего плана действий» является только «миролюбивые намерения» Вашингтона, Лондона и Парижа. Но этого явно недостаточно для его осуществления.

Прописанные в Соглашении механизмы контроля за деятельностью Тегерана и процесс снятия с него санкций представляет собой серьезное средство давления на экономику и внешнюю политику ИРИ. Это отвечает интересам лишь прозападных иранских кругов, а не тех патриотов, кто является сторонником самостоятельного пути развития страны. Противниками Соглашения являются и те, кто вовлечен в «экономику сопротивления» (Корпус стражей исламской революции, многочисленные консерваторы, представители духовенства и т.п.). Причем наиболее активная реализация основных пунктов Соглашения придется на тот период, когда в США будет другой президент и новая администрация, которые перед ИРИ не имеют никаких обязательств по нормализации отношений.

Помимо этого, соглашению предстоит пройти жесткое обсуждение в Конгрессе США, не менее сложным будет и его прохождение в Меджлисе ИРИ. Дополнительно к этому на процесс его реализации будут влиять аппаратные процедуры ООН и МАГАТЭ. А позитивные последствия от снятия (приостановки) антииранских санкций даже при самом оптимистичном варианте развития событий иранское общество ощутит лишь, минимум, через год. И то – при условии, что начало реализации соглашения не будет торпедировано МАГАТЭ, у которого остаются серьезные вопросы по содержанию иранской ядерной программы до 2003 г. Это хороший повод обвинить Тегеран в «укрывательстве и несговорчивости», потребовать дополнительной прозрачности на грани нарушения суверенитета ИРИ, спровоцировав тем самым резкое недовольство политических элит в Тегеране.

Учитывая вышеизложенное российский эксперт И. Панкратенко уверен в том, что «точка в «иранском ядерном досье» Соглашением в Вене не поставлена. Поскольку само это досье – лишь прикрытие более серьезной проблемы: экономических и политических санкций, инструмента, которым антииранская коалиция пытается «корректировать» неугодный ей внешнеполитический курс Тегерана»[11]. По его мнению, отказ от этой «дубинки» – и есть главная «красная линия» для Вашингтона, Парижа, Лондона и его союзников на Ближнем и Среднем Востоке, пересекать которую на Западе не собираются.

Таким образом, пока преждевременно говорить об историческом успехе переговоров в Вене. Конечно, был достигнут значительный успех в урегулировании иранского ядерного кризиса. Но этот процесс еще далеко не закончен, а его позитивный исход для международного сообщества не является очевидным.



[1] Панкратенко И. Москва и Тегеран после «Венского пакта»: расходимся? [Электронный ресурс]//Российское информационное агентство «Iran.Ru». М., 22 июля 2015.  http://www.iran.ru/news/analytics/97964/Moskva_i_Tegeran_posle_Venskogo_pakta_rashodimsya

* 24 ноября 2013 г. в Женеве завершился очередной раунд переговоров Тегерана с «шестеркой» международных посредников по урегулированию иранского ядерного кризиса. Его итогом стало подписание промежуточного соглашения в виде «Совместного плана действий», которое определило как первоочередные, так и заключительные шаги ИРИ и Запада по урегулированию иранского ядерного кризиса. Несомненно, что тогда был достигнут крупный дипломатический успех, но он не привел к стратегическому прорыву в разрешении иранского ядерного кризиса ввиду отсутствия механизма снятия антииранских санкций.

[2] Совместный план действий [Электронный ресурс]//Министерство иностранных дел РФ. М., 24 ноября 2013.  http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5842441E46EF22C644257C2D004CEDF3

[3] Панкратенко И.Н. Итоги Вены: значение и последствия соглашения по ядерной программе Ирана. М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2015. С.24-38.

[4] Resolution 2231 (2015). U.N. SecurityCouncil. NewYork. 2015. July20. 104 p.

[5] «Мир вздохнул с большим облегчением». Международная реакция на соглашение с Ираном//ТАСС. М., 14 июля2015.

[6] Панкратенко И.Н. Итоги Вены: значение и последствия соглашения по ядерной программе Ирана. М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2015. С.24-38.

* В Натанзе сейчас находятся два предприятия по обогащению урана. Одно из них (основное) используется для промышленного обогащения урана. На другом же производится тестирование новых типов газовых центрифуг.

** Низкообогащенный уран имеет степень обогащения по урану-235 не выше 20%.

[7] Implementation of the NPT Safeguards Agreement and relevant provisions of Security Council resolutions in the Islamic Republic of Iran/Report of the IAEA Director General. 2015. February 19. P. 4, 18.

[8] Черненко Е. Под сделку с Ираном подводят юридическую базу//Коммерсант. М., 20 июля 2015. 

[9] Итоги Вены: дом, построенный на песке [Электронный ресурс]//Российское информационное агентство «Iran.Ru». М., 15 июля 2015.  http://www.iran.ru/news/analytics/97896/Itogi_Veny_Dom_postroennyy_na_peske

[10] Черненко Е., Тарасенко П., Ефимова М. Атомный вес взят//Коммерсант. М., 15 июля 2015. 

[11] Панкратенко И.Н. Итоги Вены: значение и последствия соглашения по ядерной программе Ирана. М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2015. С.9.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Мир вздохнул с большим облегчением». Международная реакция на соглашение с Ираном//ТАСС. М., 14 июля 2015.

[«Mir vzdohnul s bol’shim oblegcheniem». Mezhdunarodnaya reakziya na soglasheniye s Iranom//TASS. M., 14 iyulya 2015]

2. Итоги Вены: дом, построенный на песке [Электронный ресурс]//Российское информационное агентство «Iran.Ru». М., 15 июля 2015.  http://www.iran.ru/news/analytics/97896/Itogi_Veny_Dom_postroennyy_na_peske

[Itogi Veny: dom, postroennyy na peske [Ehlektronnyj resurs]//Rossiyskoye informatsionnoeagentstvo«Iran.Ru». M., 15 iyulya 2015. http://www.iran.ru/news/analytics/97896/Itogi_Veny_Dom_postroennyy_na_peske ]

3. Панкратенко И.Н. Итоги Вены: значение и последствия соглашения по ядерной программе Ирана. М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2015. 38 с.

[Pankratenko I.N. Itogi Veny: znacheniye i posledstviya soglasheniya po yadernoy programme Irana. M.: Tsentr strategicheskih otsenok i prognozov, 15 iyulya 2015. http://www.iran.ru/news/analytics/97896/Itogi_Veny_Dom_postroennyy_na_peske ]

4. Панкратенко И. Москва и Тегеран после «Венского пакта»: расходимся? [Электронный ресурс]//Российское информационное агентство «Iran.Ru». М., 22 июля 2015. http://www.iran.ru/news/analytics/97964/Moskva_i_Tegeran_posle_Venskogo_pakta_rashodimsya .

[Pankratenko I. Moskva i Tegeran posle «Venskogo pakta»: rashodimsya? [Ehlektronnyj resurs]//Rossiyskoye informatsionnoeagentstvo«Iran.Ru». M., 22 iyulya 2015. http://www.iran.ru/news/analytics/97964/Moskva_i_Tegeran_posle_Venskogo_pakta_rashodimsya ]

5. Совместный план действий [Электронный ресурс]//Министерство иностранных дел РФ. М., 24 ноября 2013.  http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5842441E46EF22C644257C2D004CEDF3

[Sovmestnyy plan deystviy [Ehlektronnyj resurs]//Ministerstvo inostrannyh del RF. M., 24 noyabrya 2013. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5842441E46EF22C644257C2D004CEDF3 ]

6. Черненко Е., Тарасенко П., Ефимова М. Атомный вес взят//Коммерсантъ. М., 15 июля 2015. 

[Chernenko E., Tarasenko P., Efimova M. Atomnyy ves vzyat//Kommersant. M., 15 iyulya2015]

7. ЧерненкоЕ. ПодсделкусИраномподводятюридическуюбазу//Коммерсант. М., 20 июля 2015. 

[Chernenko E. Pod sdelku c Iranom podvodyat yuridicheskuyu basu//Kommersant. M., 20iyulya2015]

8. Implementation of the NPT Safeguards Agreement and relevant provisions of Security Council resolutions in the Islamic Republic of Iran/Report of the IAEA Director General. 2015. February 19. P. 4, 18.

9. Resolution 2231 (2015). U.N. Security Council. NewYork. 2015. July 20. 104 p.


«Исторический» успех переговоров в Вене//Обозреватель-Observer. № 10 (309). М., 2015. С.  33-41.

К списку публикаций