Казахстан – локомотив нераспространения ОМУ в Центральной Азии

10 марта 2015 г.

Евсеев В.В.

Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований РФ – специально для «Новости-Казахстан».

Итак, 11 марта в Астане состоится съезд правящей партии «Нур Отан» в связи с проведением досрочных выборов президента Казахстана. Ожидается, что кандидатом на этот пост будет выдвинут лидер партии Нурсултан Назарбаев. 

Вклад нынешнего президента в становление независимого Казахстана трудно переоценить. Однако он ярко проявил себя и на международной арене, что лучше всего становится понятно на примере становления РК как безъядерного государства.

Начало этого процесса совпало с периодом распада Советского Союза, когда на территории Казахстана остался значительный ядерный арсенал: 1040 ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и 370 ядерных боезарядов в виде крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ). По количеству стратегических ядерных боезарядов Казахстан сразу занял четвертое место в мире после США, России и Украины. 

Получив существенную часть советского ядерного наследства, Республика Казахстан единственная в Центральной Азии могла заявить о своем ядерном статусе. Конечно, сразу после этого возник бы вопрос о поддержании в боеспособном состоянии ракетно-ядерных средств, размещенных на ее территории. И хотя в РК располагались Семипалатинский ядерный полигон и крупные предприятия атомной промышленности, а также имелись значительные запасы природного урана, сборка ядерных боеприпасов и изготовление МБР и КРВБ здесь не осуществлялись. 

В этих сложных условиях Нурсултан Назарбаев, который в конце 1991 года подписал Алматинскую декларацию, объявившую не только о создании Содружества Независимых Государств, но и определившую механизм совместного контроля над функционированием ядерного арсенала бывшего Советского Союза, проявил и политическую волю, и мудрость, и дальновидность. Кстати, в декларации было заявлено и об уважительном отношении к тем независимым государствам, которые будут стремиться к достижению безъядерного статуса. 

Вторым шагом, заложившим основу будущей политики Казахстана в сфере нераспространения ОМУ, стало заявление президента о готовности страны в возможно кратчайшие сроки присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве безъядерного государства.

Следует заметить, что в июле 1991 года Советский Союз и США подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который предусматривал значительное сокращение стратегических ядерных арсеналов стран-участников. В качестве последних, помимо РФ и США, были признаны Белоруссия, Казахстан и Украина, что было закреплено в Лиссабонском протоколе к Договору СНВ-1, вступившим в силу 5 декабря 1994 года. В июле 1992 года мажилис (нижняя палата парламента) РК ратифицировал Договор СНВ-1 и Лиссабонский протокол к нему, что позволило приступить к сокращению соответствующей части своих ядерных вооружений.

В дальнейшем процесс ядерного разоружения Казахстан шел достаточно быстро. В 1993 году Казахстан подписал ДНЯО и ратифицировал его, в феврале 1994 года он стал членом МАГАТЭ. Спустя несколько месяцев РК подписала Соглашение с МАГАТЭ о применении всеобъемлющих гарантий, которое вступило в силу в июне 1995 года.

С этого времени все расположенные на территории Казахстана ядерные объекты находятся под гарантиями МАГАТЭ, а вся ядерная деятельность осуществляется в соответствии с правилами и по стандартам Агентства. 

Уже к концу сентября 1996 года с помощью России и при финансовой поддержке со стороны США практически завершилась ликвидация группировки РВСН в Казахстане: все ранее размещенные здесь ядерные боеголовки и ракеты были вывезены в места хранения (утилизации). Стратегические же бомбардировщики Ту-95МС6 и Ту-95МС16 были перебазированы на Дальний Восток, в 73-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, размещенную в Украинке.

Выполнив свои обязательства по выводу ядерного арсенала, Казахстан приступил к процедуре ликвидации инфраструктуры ядерного оружия и конверсии бывших производств оборонного характера. Эта деятельность осуществлялась при финансовой помощи со стороны США. Всего с американской помощью из Казахстана в Россию было вывезено около 1,4 тысячи ядерных боезарядов, уничтожено 147 шахт МБР и вся относящаяся к ним инфраструктура, залито бетоном 194 туннеля, предназначенных для ядерных испытаний, а также ликвидировано 7 дальних бомбардировщиков Ту-22М.

В дальнейшем РК, под руководством президента Нурсултана Назарбаева, продолжила свой курс по укреплению как регионального, так и общемирового режима ядерного нераспространения, проявив себя как ответственное государство. Так, в феврале 2004 года РК присоединилась к Дополнительному протоколу (1997 год) к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий, а в феврале 2007 года его ратифицировала. В январе 1993 года РК подписала, а в июне 1999 года ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Казахстан также присоединился к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического и токсинного оружия и о его уничтожении, ратифицировав ее 7 мая 2007 года. 

Нужно обратить внимание и на особую роль Нурсултана Назарбаева в закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Посетив этот полигон в августе 1991 года, он объявил о созыве специальной сессии парламента РК по этому вопросу без согласия на то со стороны руководства Советского Союза. Дебаты были бурными, неоднозначными и долгими. В завершение этой сессии Назарбаев объявил своим указом о закрытии полигона, в соответствии с которым все расположенные на полигоне объекты перешли в собственность Казахстана, в том числе – три ядерных исследовательских реактора.

Вышеуказанное послужило одним из оснований того, что Казахстан активно поддержал инициативу президента Узбекистана Ислама Каримова, выдвинутую на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году, о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. В Алматы и Ташкенте прошли международные конференции, посвященные этой проблеме, и было подписано «Алматинское соглашение», содержащие призыв о создании в регионе такой зоны. Позднее соответствующий документ был утвержден резолюцией ООН.

Согласование необходимого договора шло достаточно долго, тем не менее, он был подписан 8 сентября 2006 году в Семипалатинске руководителями всех внешнеполитических ведомств центральноазиатских государств, которые взяли на себя обязательства по запрету производства, приобретения и размещения ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств на своих территориях. Вместе с тем договором не запрещается использование атомной энергии в мирных целях.

Таким образом, под руководством Нурсултана Назарбаева Республика Казахстан стала локомотивом нераспространения ОМУ в Центральной Азии. 

Опубликовано на сайте «РИА Новости» от 10.03.2015 г.
Оригинал:  http://newskaz.ru/comment/20150310/7699556.html.

К списку публикаций